 Режиссер Ларс фон Триер (Lars von Trier)
В роляхБодил Йоргенсен,
Йенс Альбинус,
Анн Луиз Хассинг,
Троэльс Либи,
Николай Ли Каас,
Луиз Мириц,
Хенрик Прип,
Луис Месонеро,
Кнуд Ромер Йоргенсен,
Трине Михельсен
1998 г., 120 мин., Франция - Дания,
Коротко о фильмеЖенщина заходит перекусить в ресторан. Она заказывает салат и минералку – самое дешевое, из того что есть. Обычная женщина, только вот улыбка у нее немного странная. Если хотите ее представить себе получше, вспомните Бэс из фильма того же фон Триера «Рассекая волны» - они одного поля ягоды. Так вот, заказ ей принесли, она с удовольствием пробует салат, поднимает голову, оглядывает посетителей… И вдруг замечает, что за одним из столиков сидят идиоты – дауны. Это совсем еще молодые люди. Но они не попадают ложкой в рот! Изо рта у них текут слюни!! Они вертят во все стороны головами, корча при этом рожи!!!
Они подходят к другим посетителям, чтобы познакомиться… Дальше происходит ужасное - один из даунов хватает героиню за руку и никак не хочет отпускать. Официант выдворяет идиотов из ресторана, и несчастную женщину вместе с ними – идиот держит ее крепко. Он увлекает ее в автомобиль. Но едва машина тронулась, выясняется, что молодые люди вовсе не больны головой – нет, они совершенно нормальные. Они просто играют, дурачатся, изображая психов.
"Идиоты" Ларса фон Триера - второй фильм нашумевшего датского проекта "ДОГМА - 95", центрального события европейского кинематографа конца века. Говорят, что внутри каждого человека прячется маленький идиот. По крайней мере, так считает группа молодых людей, живущих веселой коммуной в шикарном, но абсолютно пустом загородном доме. Чтобы праздное существование не казалось скучным, члены компании выпускают своих скрытых идиотов наружу, притворяясь душевнобольными. Они со знанием дела изображают даунов в различных общественных местах, смущая окружающих людей до беспредельности. Ведь идиоту можно всё: крушить сервизы в ресторане, совершать увлекательные экскурсии в женскую душевую нагишом и даже заниматься групповым сексом со своими соратниками по `идиотизму`.Но приходит день, когда игра перестает быть расслабляющей и забавной...
Ларс фон Триер говорит о своем фильме так:
"Идиоты" - значительно более сложный и намного более странный фильм... который может очаровать, вдохновить и смутить одновременно. Он таит некую опасность, поскольку понятие нормальности, того, как нам следует и не следует себя вести, здесь вывернуто наизнанку`.
Фильм был участником конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1998 года, был удостоен награды за лучшую женскую роль на фестивале `Роберт`, получил 3 награды на фестивале `Бодил` и приз критиков на кинофестивале в Лондоне.
КомментарийСуществует такой киношный проект под названием "Догма". Он этот был придуман в середине 90-х годов группой европейских режиссеров. Эти любители трудностей, вместо того чтобы снимать кино, пользуясь достижениями прогресса, решили усложнить себе задачу. Сложности они придумали такие: никаких павильонных съемок, никакого дополнительного освещения, никаких переозвучек – чем проще, тем лучше; и уж, конечно, никакой поганой голливудской компьютерной графики. Западные режиссеры полюбили "Догму" за то, что она возбуждает их творческую фантазию, а российские – за то, что это дешево. Некоторые студенты ВГИКа просто ничего, кроме "Догмы", не признают; оно и понятно, почему.
Если вам нравится фильмы снятые в таком ключе, "кабутта любительское видео", то возможно вы сможете высидеть у телевизора два часа, именно столько длится этот фильм.
Можно сколько угодно рассказывать про глубокий философский смысл, фильмов Ларса фон Триера. Я вот такое вступление нашел, к обзору этого фильма.
В контексте западного модернизма - особенно театра - понятие абсурда обычно связывается с мрачным и безысходным взглядом одинокого субъекта на мир. Но в русском контексте это слово вызывает иные ассоциации. Не субъект вносит абсурдность в реальность - она абсурдна сама по себе, и, более того, это есть одна из ее самых привлекательных характеристик....
Ну и дальше в таком духе. Людям, которые такие вещи пишут, надо памятники на вокзалах чугунные ставить. В виде урн.
Личные впечатления от фильма , какие-то невнятные. Сначала было интересно, потом стало понемногу раздражать то, как фильм снят. Далее, когда все герои выдохлись и стали похожи на штопанные сдувшиеся презервативы, мне стало их немного жалко. Ну и финал это все усугубил. В конце надо было большими буквами написать - "такое вот хреновое лето".
Семь баллов этому фильму я дал за волю к победе!!!
ОценкаПо десятибальной шкале этот фильм я оценил в 7 баллов.
oLGol
(14.11.2002)
| |
|