oLGol personal homepage    

о сайте
новости
гостевая книга
контакты
форум

процессоры
мамки
носители
сети
периферия

ноутбуки
кпк
PC Cards
сотовые
и другое

аквариумы
рыбки
растения
оборудование
дизайн

автомобиль
бытовая техника
фото
креатифф
и другое

DVD
VHS
Mpeg4
Audio CD
и другое
       

     Новости раздела

Появилось новое увлечение - электрогитара

Снова хочу спутниковое телевидение

Мода на айподы, iPod Video 80 Гб купил

Купил DVD плеер Vitek VT-403SR

Купил себе на День Рождения видеокамеру Panasonic NV- GS400

Купил видеопроектор для домашнего кинотеатра


     Гитара

Научись играть на гитаре. Kramer Striker S-424CR

Научись играть на гитаре. Гитарный рынок

Научись играть на гитаре. Электрогитары и их компоненты

Научись играть на гитаре. Kramer Striker S-424CR

Научись играть на гитаре. Вступление

Научись играть на гитаре. Гитарный рынок


     Цифровая фотография

Выбор цифровой фотокамеры


     Цифровое видео

Выбор цифровой видеокамеры до 1500$. Часть 2. Богатство выбора.

Сменная плошадка для штатива Giottos HD 324 своими руками

Выбор цифровой видеокамеры до 1500$. Часть 1. Какая она должна быть.

Видеокамера Panasonic NV-GS400 - отличный выбор в диапазоне до 1500$

Правда о дисках All In One

Выбор цифровой видеокамеры 3. JVC GR-DV2000EG

Выбор цифровой видеокамеры 1. Стратегия.

Выбор цифровой видеокамеры 2. Кандидаты на выбор.

FAQ по сигнатурам и каталогам пиратских DVD дисков, версия 4.0

Формат SVCD

Выбор формата для домашней коллекции видео

Недорогие DVD диски, критерии оценки.


     Спутниковое телевидение

Кронштейн для крепления антенны.

Golden Interstar GI-S890 ресивер c поддержкой HD

Golden Interstar GI-S890 ресивер c поддержкой HD

Кронштейн для крепления антенны.

Выбор ресивера для просмотра HD.

Оборудование для спутникового ТВ

Спутниковый прием. Общие вопросы.

Как у меня появился ресивер Nokia 9600S

Семейство ресиверов NOKIA MEDIAMASTER


     Домашний кинотеатр

Концепция построения домашнего кинотеатра

Каким может и должен быть домашний кинотеатр

Выбор видеопроектора для домашнего кинотеатра

Видеопроектор Sanyo PLV-30

Сабвуфер Kenwood SW-50HT

Cабвуфер своими руками на 75 ГДН


     Обзоры фильмов

Ведьма из Блер /The Blair Witch Project/

Как снимался The Blair Witch Project

Догма 2: Идиоты /Idioterne/

За покупками на ночь глядя /LATE NIGHT SHOPPING/

Достучаться до небес /Knockin' on Heaven's Door/

Частные Хроники. Монолог

Зловещие Мертвецы 3. Армия тьмы /Army of Darkness/

Обкуренный век /THE STONED AGE/

Живая мертвячина (Brain Dead aka Dead Alive)

Фильм в плохом вкусе /Bad Taste/

В отрыв / Human Traffic /

Спасите Грейс /SAVING GRACE/

Экстази (Go)


О тестировании звуковых кабелей /А. Лихницкий/

Предисловие автора сайта
Данный материал приводится в рамках темы организации качественного звука в автомобиле Mazda6, так сказать, для общего развития.

Не так давно, я озадачился проблемой покупки межблочных кабелей для соединения компонентов своей аудиосистемы. А так как , изначально, инсталяция была задумана как "бюджетная" в виду невозможности улучшения качества или замены отдельных, входящих в нее устройств (штатная магнитола), я посчитал неприличным, использование в ней дорогостоящих (от 80$ и более) межблочных кабелей, потому что это соизмеримо с ценами на активные компоненты и меняет суть идеи "бюджетности"

Напомню, "бюджетность" в данном случае - синоним разумной достаточности, т.е. искусство, малыми затратами получить более мощный и при этом не менее качественный звук, который смогли бы оценить не 2-3 специалиста, а широкая аудитория, которая непредвзято относится к подобным инсталяциям собственными силами.

И в дополнение к статье о выборе межблочных кабелей я решил разместить эту статью, опубликованную в 95 году прошлого века.

О тестировании звуковых кабелей
/А. Лихницкий/ АудиоМагазин №2 (3) 1995

Феномен проводов широко дискутировался среди звукоинженеров и любителей hi-fi с начала 70-х годов, однако споры на эту тему не прекратились по настоящий день. Причину следует искать в неспособности специалистов по звукотехнике связать удивительные явления в кабелях с результатами объективных измерений. Тем не менее на рынке аудиоаппаратуры стали появляться модели кабелей по цене, доходящей до $2000 за метр.

Высокие цены отчасти объясняются большими затратами производителей на преимущественно эмпирический (из-за отсутствия теории) поиск материалов и конструктивных особенностей разрабатываемого кабеля, однако нетрудно догадаться, что в обсуждаемой области мы имеем дело с хорошо организованным и весьма прибыльным бизнесом. Это дает нам основания относиться к публикуемым в рекламе сведениям о кабелях с осторожностью. В то же время "хорошо звучащие" кабели действительно появляются на рынке аудиоаппаратуры.

Какой же из них предпочесть при комплектовании аудиосистемы? Ответ на этот вопрос один — нужно на собственной аудиосистеме сравнить звучание интересующих вас кабелей.

Сравнение по звучанию (далее субъективное тестирование) отличается от объективных измерений тем, что его основу составляет чувственное восприятие звучания. Поэтому для слушателя важно научиться переходить от неясных ощущений к словесным определениям на языке, который принят для описания звучания компонентов аппаратуры high end (см. "АМ" № 1 (2) 1995, с. 23–25).

Не следует надеяться на то, что соединительный кабель радикально изменит качество вашей аудиосистемы. На самом деле он составляет относительно небольшую ее часть, вклад которой в звучание незначителен. Действительно, сколько разнообразных проводников и других электроэлементов использовано для внутреннего монтажа вашего усилителя, акустических систем и проигрывателя! Для полноты картины вспомним о десятках метров звукового кабеля (по цене $2–3 за метр) в тракте записи прослушиваемых вами музыкальных программ, а также о той "алхимии", которая неизбежно сопровождает подготовку записей к коммерческому использованию.

Если эти обстоятельства вас не деморализовали, следует набраться терпения и заняться отбором записей, которые хотя бы частично пригодны для тестирования кабелей. Основным критерием отбора следует считать разрешение (resolution), т. е. различимость воспринимаемых при тестировании особенностей звучания.

Идеальных записей не существует, и все же из их многообразия можно выбрать наиболее удачные, хотя бы по одному из описаний (см. ниже термины), которыми пользуются авторитетные эксперты при тестировании аппаратуры high end. Однако если тестовые записи отобраны и вы испытываете затруднения при определении разницы в звучании при замене тестируемых кабелей, то причина этого может быть в недостаточном разрешении вашей аудиосистемы.

В процессе тестирования могут возникнуть и недоразумения. Дело в том, что часть характеристик качества звучания кабеля является признаком неустранимой деградации звучания (например, ухудшение пространственного впечатления, смазанность деталей), другие же характеристики могут создать "гармонизирующий эффект" (скажем, может улучшиться тональный баланс). В результате менее "совершенный" кабель может выиграть в одной аудиосистеме у более "совершенного" и затем проиграть в составе другой аудиосистемы. Избежать подобных ошибок, по-видимому, не удастся, так как методически чистых приемов оценки абсолютного качества кабелей не существует. Распространение в основном получили сравнительные методы тестирования. Как это тестирование проводится в домашних условиях, рассмотрим на примере сравнения двух межблочных кабелей: "Emerald" фирмы "Audioquest" ($280) и "Maestro II" фирмы "Straight Wire" ($247).

Вначале договоримся о применяемых терминах.

Тональный баланс (tonal balance) — ощущение естественного соотношения между низкими, средними и высокими частотами при прослушивании музыкальной программы, а также наличие или отсутствие выраженной окраски в какой-либо области звуковых частот.

Пpостранственное впечатление (sound-staging) — ощущение акустической атмосферы, окружающей исполнителей записи; обычно характеризуется шириной и глубиной звуковой картины.

Стереофоническое разрешение (imaging) — точность локализации образа источника звука в пространстве между акустическими системами.

Ясность (clarity) — легкость, с которой прочитывается содержание записи; этот критерий требует, чтобы

разделялись одновременно звучащие голоса;
воспринимались тонкие детали;
звуки отделялись друг от друга, не создавая впечатления раздробленности;
разборчиво передавалась речь;
интонационный рисунок проявлялся полностью.

Динамика (dynamics) — ощущение пропорциональности между тихими и громкими звуками, динамическиe оттенки, привлекающие внимание слушателя.

Энергичность (рower) — ощущение эмоциональной заряженности и плотности звучания.

Натуральность (naturalness) — ощущение сходства звучания инструментов и голосов исполнителей с тем, что запечатлелось в вашей памяти на концерте.

Легкость восприятия (еase) — отсутствие дискомфорта при прослушивании музыкальных программ.

Вовлеченность (involvement) — сопереживание (как правило, на эмоциональном уровне), возникающее при прослушивании музыкальных программ.

Несколько слов об оборудовании, которое было использовано при тестировании кабелей.

Тестовые записи — LP (грампластинки) в основном 60-х годов (см. ниже).

Электропроигрыватель с ременным приводом, тонарм SME (с демпфером вязкого типа), MC головка звукоснимателя "Blue Point" фирмы "Sumiko".

Усилитель двублочный (авторской разработки):

предварительный двухкаскадный (на лампах ECC 83) с пассивной цепью коррекции RIAA;
мощности двухтактный, в классе А на лампах EL 34 (в триодном режиме), с трансформаторным выходом, без применения отрицательных обратных связей.

Акустические системы "Peerless" (с реконструированными фильтрами).
Кабель связи с АС "Monster Cable".

Кроме того, для оценки наиболее важных с эстетической точки зрения показателей — ясности, динамики (прежде всего ее оттенков), энергичности, натуральности и вовлеченности — в качестве тестовых программ были использованы акустические грамзаписи 78 об/мин, выпущенные фирмами "Grammophone" и "Fonotipia" с 1900 по 1914 год.

Для воспроизведения этих записей было использовано разработанное в идеологии high-end специальное оборудование.

Применение акустических записей при тестировании кабелей позволяет исключить из тракта "запись—воспроизведение" не менее чем 2/3 электронного оборудования, подозреваемого в накоплении деградации звучания, и благодаря этому существенно повысить разрешение аудиосистемы.

К тому же можно получить не содержащий электрических цепей эталонный тракт, если к коллекции акустических записей добавить граммофон. С помощью этого тракта можно оценить действительный масштаб деградации звучания, вызываемой электронными цепями при прохождении по ним звукового сигнала. Для этого оказалось достаточно прослушать на граммофоне записи Шаляпина, Карузо, Занателло и сравнить их со звучанием копий, выпущенных известными фирмами на CD или LP после реставрации на самом современном электронном оборудовании. Более подробно о применении граммофона в качестве эталонного тракта читайте в следующем номере журнала.

Приступим к сравнительной оценке звучания моделей межблочных кабелей "Emerald" фирмы "Audioquest" (далее "Emerald") и "Maestro II" фирмы "Straight Wire" (далее "Maestro").

Для сравнения кабелей по тональному балансу лучше всего подходит специфическое звучание оркестровых произведений Брамса или Бетховена. Для теста мы выбрали хорошо сбалансированные LP записи: "Брамс. Симфония № 1. Венский орк., Бём" ("DG" 2530959) и "Бетховен. Симфония № 7. Берлинский орк., Караян" ("DG", 138806).

По тональному балансу "Emerald" создает впечатление хорошей сбалансированности, глубокого баса и неограниченного верха. В сравнении с ним "Maestro" явно подчеркивает частоты от 400 до 800 Гц и от 2,5 до 4,5 кГц, при этом наблюдается затемнение высоких частот (выше 8 кГц).

Сравнение по пространственному впечатлению обычно затруднено, так как чаще всего неизвестно, с помощью какой системы микрофонов сделана звукозапись. Для этого теста предпочтительна двухмикрофонная запись по системам А-В, ORTF или SASS. Мы выбрали следующие LP записи: "Булез. Молоток без хозяина. Камерный анс., Булез" ("Turnabout" TV 34081 S) и "Бернстайн. Симфония № 3. Нью-Йоркская фил., Бернстайн" ("Columbia" KS 6605).

Что касается ширины звуковой картины, то оба типа кабеля, как кажется, передают реальные размеры студии записи, однако с "Emerald" проработка планов в глубину лучше, чем с "Maestro".

Стереофоническое разрешение проще всего определить при прослушивании монофонических записей. В аудиосистеме с хорошо подогнанными компонентами образ монозвучания локализуется в пространстве между громкоговорителями в телесном угле приблизительно 3–5°. Для сравнения: в обычной hi-fi-системе звуковой образ концентрируется в телесном угле 30–40°.

При прослушивании монозаписей сравниваемые кабели продемонстрировали очень высокую концентрацию кажущегося источника звука, однако при быстром переходе на "Maestro" можно заметить некоторое размывание границ образа. Эти результаты подтвердились при прослушивании стереозаписей ансамблей камерной музыки.

Для тестирования кабелей по критерию "ясность" были использованы следующие стерео- и монофонические записи:

для оценки разделения одновременно звучащих голосов выбрана LP "Брамс. Симфония № 1. Венский орк., Бём" ("DG" 2530959);
для оценки детальности — LP "А.Макович" ("Muza" SXL 0963);
для оценки раздельности звуков во времени — LP "Л.Тристано. Реквием (сцены и вариации)" ("Atlantic" CD 2-7003);
для оценки разборчивости — акустическая запись 78 об/мин "Россини. Севильский цирюльник. Терцет с Фернандо де Люсия" ("Grammophone" 054083);
для оценки ясности интонационного рисунка — акустическая запись 78 об/мин "Римский-Корсаков. Шехерезада. Ф.Крейслер (скрипка)" ("H.M.V." DA 272).

В тестах на ясность труднее всего сосредоточиться на особенностях звучания кабелей и отвлечься от влияния других компонентов аудиосистемы, однако определенное мнение составить можно.

При прослушивании через "Emerald" голоса инструментов разделяются превосходно. Кажется, что можно сосчитать, сколько скрипок и виолончелей звучит одновременно. "Maestro" ощущение ансамбля скрадывает. Звучание каждой группы инструментов становится слитным, грубо и жирно очерченным.

Детали звучания через "Emerald" воспроизводятся превосходно. Самые мелкие элементы, например прикосновение щетки к тарелке, отчетливо слышны. После перехода на "Maestro" весь этот тонкий мир исчезает. Особенно убедительно проявилось преимущество "Emerald" перед "Maestro" при прослушивании рояля. Первый передает атаку и затухание звука точно и ясно. Следующие одна за другой нотки в пассаже звучат раздельно во всех регистрах. Разборчивость также превосходная. При использовании "Maestro" атака "скругляется", в верхнем регистре возникает ощущение стеклянности и неестественности звучания. Отмечается ухудшение разборчивости и в областях среднего и верхнего баса.

Интонационные особенности игры Крейслера на скрипке через "Emerald" передаются рельефно и утонченно, "Maestro" броские элементы подчеркивает, а нюансы выхолащивает.

При тестировании по критериям "динамика" и "энергичность" использованы следующие акустические записи 78 об/мин:

"Лучинушка" (русская песня). Шаляпин" ("Grammоphone" 022189);
"Не осенний мелкий дождичек" (русская песня). Шаляпин" ("Grammоphone" 022263);
"Россини. Севильский цирюльник. Терцет с Фернандо де Люсия" ("Grammоphone" 054083).
Что касается динамики, то оба типа кабеля вполне удовлетворительно передают контрасты изменения громкости, однако тонкие динамические оттенки через "Emerald" передаются лучше, как бы привлекают к себе большее внимание.

При оценке энергичности оба типа кабеля оставляют ощущение едва заметной вялости, при этом звучание через "Maestro" воспринимается как более рыхлое и вязкое. Одновременно замечу, что при прохождении звукового сигнала через кабели и другие электронные цепи в наибольшей степени деградируют (причем необратимо) динамика и энергичность, в чем убеждаешься после прослушивания тех же записей на граммофоне.

При определении натуральности звучания использовались записи, выполненные на ламповой технике в 50–60-е годы: "Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Гамбургский симф. орк., Монтье" ("Vanguard" SRV 257 SD); "Хейфец, Примроуз и Пятигорский (трио)" ("RCA Victor" LM/LSC-2563); "В. де Лос-Анхелес (испанская музыка)" ("H.M.V." FALP 509), а также названные выше акустические записи Шаляпина.

В тесте на натуральность также безоговорочно выигрывает "Emerald". Звучание через "Emerald" воспринимается как очень живое и теплое, при переходе на "Maestro" возникает ощущение броскости, эффектности, даже яркости, но одновременно неправдоподобности звучания.

В отношении легкости восприятия, как и следовало ожидать от не очень дешевых моделей кабелей, при прослушивании всех тестовых программ ощущения дискомфорта не возникало.

Остановимся теперь на самом важном с музыкальной точки зрения тесте на вовлеченность. Для хорошего разрешения по этому критерию были выбраны "скромные" по техническому качеству, но выполненные без применения электроники записи великих мастеров:

"Лучинушка" (русск. песня). Шаляпин" ("Grammоphone" 022189); "Массне. Элегия. Карузо и Эльман (скрипка)" ("Grammophone" 0-032010); "Флотов. Марта (романс). Бончи (тенор)" ("Fonotipia" 39674).

По критерию "вовлеченности" превосходство "Emerald" над "Maestro" безоговорочное. Интересно, что наибольшее разрешение по этому критерию проявилось при прослушивании исполнения Шаляпина и наименьшее — исполнения Бончи.

1 Аббpевиатуpа "THX" была выбpана в честь пеpвого фильма Джоpджа Лукаса "THX1138". "THX" можно pасшифpовать также как "Tomlinson Holman eXperiment".

2 Эта частотная коppекция называется дополнительной (re-equalization), так как пpи записи фоногpаммы фильма уже была использована частотная коppекция соответственно кpивой ISO 2969.

3 Вообще говоря, весь список технических параметров — критериев соответствия "THX" предназначен для служебного пользования и широкой публике недоступен.

О тестировании звуковых кабелей /А. Лихницкий/ АудиоМагазин №2 (3) 1995


oLGol (30.10.2007)